Какими будут дороги еще через триста лет?

«Какими будут дороги еще через триста лет?» — статья Максима Овчинникова в научно-популярном виртуальном журнале «В мире».

Дороги наши – сад для глаз:
Деревья, с дерном вал, канавы;
Работы много, много славы,
Да жаль, проезда нет подчас.
(Князь Вяземский)

Об этом нужно думать уже сегодня!

Спешим ли мы утром на работу, просто гуляем по городу или возвращаемся с дачи – мы все время пользуемся дорогами. Дороги сближают нас в реальном пространстве так же, как и всемирная паутина – в виртуальном.

Искусственные дороги строили с самых древние времен. Они служили признаком цивилизованности и могущества государства. На этом поприще особенно выделялись римляни, строившие дороги, как для торговых сообщений, так и для военных целей.

В России развитие дорожного дела получило в период царствования Петра I. Царь-реформатор принимал серьезные меры по содержанию дорог в исправности.

Эх, дороги! Традиционно нашей национальной особенностью считаются бездорожье да разгильдяйство! Еще Пушкин, ссылаясь на качество тогдашних дорог  предполагал,  что «по расчислению Философических таблиц» только «лет чрез пятьсот дороги, верно, у нас изменятся безмерно…»  Двести лет уже прошло. Так какими же быть нашим дорогам еще через триста лет?

Сегодня дорога – это сложное и дорогостоящее инженерное сооружение. Десятки научно-исследовательских и сотни проектных институтов работают над внедрением новых материалов и прогрессивных технологий в дорожной отрасли. Супердорогостоящие машины фрезеруют покрытие, укладывают и уплотняют асфальтобетон на улицах нашего города.

Но какими бы не были прочными материалы, по какой заокеанской технологии они бы не укладывались, в конечном счете, для нас с вами – потребителей – важны только два фактора:  ровность и отсутствие луж.

Раньше для оценки ровности на капот обкомовской «Волги» ставили граненый стакан с водкой и… километров под сорок. Не расплещется водка, значит, хорошую дорогу построили, а доедет стакан пустым, плохи дела – секир-башка.

Сейчас же появились электронные приборы. Уже не редко можно видеть прораба не с измятым чертежом и рулеткой, а с ноутбуком и цифровым тахеометром. Современное программное обеспечение нового поколения координирует действия геодезических приборов и дорожно-строительных машин.

Максим Овчинников
директор научно-производственной фирмы «ТОПОМАТИК»,
кандидат технических наук,
доцент кафедры Автомобильных дорог СПбГАСУ.