- Обзоры
Выбор направления трассы и оформление ее плана
При выборе направления трассы следует в зависимости от рельефа и ситуации наметить 2-3 варианта целесообразного проложения трассы в полосе местности между начальными и конечными пунктами проектируемой дороги.
Неспокойный рельеф местности, населенные пункты, пересечения дорог, болот, водотоков, железных и автомобильных дорог и прочие препятствия вызывают отклонение трассы от кратчайшего направления (по воздушной линии). При этом следует назначить по возможности большие радиусы кривых, учитывая требования удобства движения и возможности перевода дороги в дальнейшем в более высокую категорию. Радиусы менее Rmin применять не допускается, при вписывании радиуса, требующего устройства переходных кривых, следует предусмотреть возможность их размещения. Минимальные длины переходных кривых принимаются по СНиП 2.05.02-85.
При проектировании дороги в плане следует руководствоваться принципами ландшафтного проектирования, пространственного и оптического трассирования.
Дорога должна органически вписываться в ландшафт. Углы поворота в плане следует совмещать с основными переломами элементов рельефа (водоразделами, пересечением водотоков). Трасса должна огибать отдельно стоящие возвышенности, а не пересекать их.
Направление дороги должно быть ясно видно на расстоянии, значительно превышающем нормативное расстояние видимости. Элементы дороги (в плане и профиле) следует проектировать таким образом, чтобы отсутствовали оптические искажения вида отдельных участков в перспективе.
Следует избегать резких переходов от кривых большого радиуса в плане к кривым малого радиуса. Радиусы сопрягающихся кривых или расположенных неподалеку друг от друга не должны отличаться более чем в 1.3 – 2 раза.
Повороты дороги с углами порядка (1-50) должны смягчаться вписыванием кривых больших радиусов (3000-5000 м) или непосредственно сопрягающихся переходных кривых.
Не следует допускать между кривыми, направленными в одну сторону, прямых вставок короче 300-450 м, а между обратными кривыми – короче 200 м.
Целесообразно вместо устройства коротких прямых вставок увеличивать радиусы кривых, чтобы они непосредственно сопрягались друг с другом, или вводить сопрягающиеся клотоидные кривые.
В соответствии с требованиями СНиП 2.05.02-85 малые и средние мосты и трубы допускается располагать при любых сочетаниях элементов плана и продольного профиля, в том числе криволинейных. Не следует ради удобства пересечения небольших оврагов, ложбин и небольших рек на прямых участках дополнительно искривлять и удлинять трассу.
Пересечения автомобильных дорог с существующими железными и автомобильными дорогами следует по возможности располагать на свободных площадках и прямых участках пересекающихся дорог. Острый угол между пересекающимися дорогами в одном уровне не должен быть менее 600.
Дороги I-III категорий следует, как правило, прокладывать в обход населенных пунктов с устройством подъездов к ним.
По всем вариантам трассы на прямых и кривых ее участках разбивается пикетаж черточками через 100 м с нумерацией только каждого пятого пикета. Условными обозначениями отмечаются километры. Тангенсы кривых показываются пунктиром. Принятый вариант оформляется красным цветом.
Возможно проектирование на отдельных участках подвариантов, в этом случае при примыкании подварианта к варианту вводиться рубленный пикет (длиной от 50 до 150 м).
На вариантах указываются номера углов поворота и подписываются румбы и длины прямых.
Для каждого варианта составляется ведомость углов поворота, прямых и кривых.
Элементы кривой берутся по таблицам или вычисляются по формулам
К = ,
Т=Rtgα/2,
Б= ,
Д=2Т-К.
Пикетаж начала и конца кривой определяется по формулам
НК=ВУ-Т
КК=НК+К
КК=ВУ+Т-Д.
Общая длина трассы
L=Σκ+Σl,
где Σκ – суммарная длина кривых, м;
Σl – суммарная длина прямых участков, м
Проверкой правильности определения румбов является выполнение условия:
разность между суммой углов вправо и влево должна равняться разности между начальным и конечным румбами.
Обоснованный выбор наиболее целесообразного варианта является сложной задачей, требующей всестороннего технико-экономического сравнения и анализа.
Для подробного сравнения вариантов требуется запроектировать дорогу по всем вариантам, определить объемы работ и строительную стоимость. При выполнении курсового проекта сравнение вариантов можно произвести приближенно по технико-эксплуатационным показателям.
В пояснительной записке дается краткое техническое описание вариантов трассы и составляется таблица сравнения вариантов.
После описания и сравнения вариантов выбирается лучший из них, который и принимается за основной.
Понравился материал? Добавьте на него ссылку в социальных сервисах:
|
А знаете ли Вы, что:
НПФ "Топоматик" - это технологическая компания